ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ
САДУ МОНТЕССОРИ
I.
Обучение навыкам практической
жизни.
II. Сенсорное воспитание.
III. Математика.
IV. Обучение грамоте и развитие речи.
V. Космическое воспитание.
VI. Уроки социальной жизни.
VII. Обучение восприятию искусства через собственную
изобразительную творческую деятельность.
VIII.
Трудовое обучение
и воспитание.
IX. Музыкальное воспитание.
Программы по
трудовому и музыкальному воспитанию представлены в набро:жах, подготовленных
педагогами Лисовенко И. и Ведерниковой С.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ
САДУ МОНТЕССОРИ
Обучение и
воспитание в детском саду Монтессори ведется на следующих принципах:
1.' Создание обучающей среды, которая включает в себя
оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций,
эстетических требований помещение; разновозрастную группу детей (3- 6 лет);
подготовленного педагога.
2.
Наличие обучающих
материалов.
3.
Предоставление
детям свободы во время любых занятий:
.• свободы выбора материала;
· свободы выбора времени и продолжительности работы с
материалом;
· свободы выбора места для работы;
· с~ободы выбора партнера или партнеров;
· С80'боды общения с учителем или другими детьми.
4.
Соблюдения правила:
"Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим ".
5.
Создание
педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия
каждого ребенка.
6.
Наблюдение
учителем за детьми и при необходимости оказание помощи в их самостоятельном
обучении.
7.
Подготовка
учителем и проведение общих тематических занятий по разным областям знаний,
участие в которых детей происходит по их выбору и желанию. При этом строго
определяются основные пункты программы обучения, последовательность подачи
материала, примерное распределение тем в течение года.
При обучении в детском саду Монтессори
не предполагается, что каждый ребенок получит строго определенный объем знаний
по общей для всех программе. Содержание и объем знаний, предполагаемые в
детском саду Монтессори, определяются рамками программы - минимум - программы
обучения традиционного детского сада и программы - максимум - программы,
задаваемой Монтессори - учителем данной группы. При разработке программы на год
учитель исходит из наличия материалов и пособий, уровня развития и возможностей
всей группы и каждого отдельного ребенка, реалий современной жизни и
дополнительных обучающих факторов (наличие видеотеки и фонотеки, педагогов специалистов
по разным областям знаний, кружков, студий и т.п.). Темп обучения разных детей
одного возраста и одного ребенка па разным направлениям может быть
неравномерным. Учитель постоянно отслеживает динамику развития каждого ребенка,
при необходимости своевременно оказывает помощь. Но при этом не происходит
постоянного сравнения уровня достижений ребенка с требованиями традиционной
программы для этого возраста. Подобное сравнение и коррекция происходит лишь на
последнем году перед переходом в традиционную школу. Наш опыт показывает, что
этого достаточно, т.к. обычно дети с благополучной психикой значительно
перекрывают традиционные нормативы, и даже дети с задержками в развитии
получают необходимые для их возраста знания, умения и навыки.
Наполненность и верхняя граница
получаемых при этом знаний зависят от
индивидуальных возможностей каждого ребенка. Задача учителя - предоставить
Образовательная
программа детского сада Монтессори
возможность
получения оптимального для каждого ребенка объема информации, усвоения и
закрепления полученных знаний в систематических самостоятельных упражнениях.
Особое внимание уделяется детям со сложностями в
обучении, с отставанием в развитии. Для них составляются индивидуальные
программы, которые в течение года мЬгут меняться в зависимости от продвижения и
развития ребенка.
Для учета учебной работы· ребенка и отслеживания
динамики его развития педагогом ведется дневник ежедневных наблюдений за
работой группы, ежемесячно фиксируется уровень достижений каждого ребенка в
индивидуальном дневнике наблюдений. Один раз в год, а на вновь поступивших
детей и на детей- выпускников
. 2 раза в год составляются подробные
психолого-педагогические характеристики.
На детей с проблемами подобные
характеристики составляются чаще. Разработанные в приложении к программе
дневники наблюдений для детей
каждого
возраста отражают обычный для детей этого возраста темп продвижения в учебном
материале и уровень развития познавательных, эмоционально- волевых процессов и
личности.
Основными формами учебной работы в
детском саду Монтессори являются:
- свободное
занятие детей, когда каждый ребенок может выбрать любой материал и работать
любое время с ним;
- индивидуальные занятия с ребенком (в виде
трехступенчатых уроков или презентiщий нового материала), во время которых
ребенку передается способ деятельности с тем или иным материалом, в процессе
которой возможно получение нового знания; дается информация, понятия,
определения сжато, но достаточно емко, с обязательной опорой на самостоятельную
практическую деятельность ребенка и получаемые им чувственные впечатления -
проводятся обычно во время свободного занятия;
- занятия с группой детей - обычно во время свободного
занятия - учитель с 4- 6 детьми проводит занятия по какой- либо теме (дети
группируются по уровню развития, интересам .п.).
- общие занятия - групповые занятия в течение 15- 30
минут, когда учитель организует совместную деятельность детей по изучению
определенной темы, либо разучивает стихи, разыгрывает сценки, повторяет и
закрепляет пройденный материал;
при обучении
музыке, изодеятельности, физкультуре используются все указанные формы занятий.
Свободные занятия
детей не планируются, полностью зависят от воли, интересов и настроения детей.
Индивидуальные занятия планируются учителем на основе
его наблюдений за ребенком с учетом уровня и темпа его развития. Это - текущая,
ежедневная, еженедельная и Т.П. работа: учитель анализирует, чего достиг
ребенок, какие есть пробелы в его знаниях, не находится ли ребенок в состоянии
застоя и Т.п., и на основе этого анализа намечает, какие новые материалы он
презентует ребенку на этой неделе, либо какие материалы, темы требуют
повторного показа, какие дополнительные упражнения следует предложить ребенку и
Т.П. НО
право выбора содержания и способа работы
остается за ребенком.
Групповые занятия планируются в
соответствии с программой обучения.
Составляются
планы ежемесячные и еженедельные. Они являются обязательными, но не жесткими.
Тема, намеченная на определенную неделю, может быть рассмотрена раньше или,
наоборот, позже в зависимости от настроения и интересов детей, неожиданных
факторов, привлекающих внимание детей к какой- то иной теме и Т.д.
Образовательная
программа детского сада Монтессори
ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
в первые годы
жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет
перемещать свое тело в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими
его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном
периоде развития точности движений.
Для формирования точности движений важно создать
подготовленную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по
величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка.
В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений. Предметы для
упражнений подбираются таким образом, чтобы ребенок ясно понимал цель своей
деятельности. Надо также создать возможность для совместной деятельности детей.
Жизнь в детском учреждении дает многочисленные возможности свободного
применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление
завтрака, помощь при одевании и раздевании.
Монтессори подбирает упражнения в практической жизни,
часть которых происходит из повседневных домашних дел. Постепенно жизненно
важная деятельность может выполняться ребенком совершенно самостоятельно. С
увеличением независимости у ребенка растет уверенность в себе и чувство собственного
достоинства.
Материалы для
упражнений в навыках практической жизни должны по цвету, форме, величине,
удобству и притягательности отвечать детским потребностям.
Для ребенка интересен подробный анализ сложных
действий. Учитель проводит занятие или упражнение медленно и тщательно
анализирует его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка
понятноЙ.
Наведение порядка в среде, где находится ребенок,
благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию
внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослого,
тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения
образцов собственного поведения в обществе.
Цели упражнений в
обучении навыкам практической жизни можно обобщить следующим образом:
- дают возможность
реализовать потребность в различных движениях. При этом ребенок учится контролю
и координации собственных движений;
- впервые дают
ребенку возможность пережить некоторую деятельность как завершенный процесс с
началом, серединой и концом;
- впервые дают
возможность ребенку пережить некоторую.деятельность как процесс, состоящий из
нескольких этапов, как упорядоченную д~яте,льность;
!
/
- ребенок впервые имеет право выбора
- он выбирает материал, место
работы с ним и длительность работы;
- способствуют развитию независимости
ребенка от взрослого, его самостоя-
теЛЬН09ТИ
и. тем самым укрепляют чувство собственного
достоинства и
самооценности;
косвенно
подготавливают ребенка к работе со всеми остальными материалами.
Все упражнения по обучению навыкам
практической жизни можно разделить
на несколько групп:
1.
Вводные или
предварительные упражнения.
2. Упражнения по уходу за собственной персоной.
З. Упражнения, обучающие заботе об
окружающей среде (внутри дома и вне
его).:
4. Особые формы движения.
ПРОГРАММА
.
вводньиЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Как ходить по
группе (ориентация в пространстве; осторожная ходьба, чтобы не натыкаться на
предметы; тихая ходьба, чтобы не мешать другим).
2. Ношение предметов (стула, стола,
коврика, маленьких предметов).
З. Открывание,
закрывание (тюбиков, баночек; открывание и закрывание двери).
4. Раскатывание и скатывание коврика.
5. Складывание и
сворачивание (складывание салфеток; заворачивание предмета в бумагу).
6. Пересыпание,
переливание (пересыпание зерен ложкой; пересыпание зерен из кувшина;
переливание воды из кувшина)
УПРАЖНЕНИЯ по УХОДУ ЗА СОБСТВЕННОЙ
пЕРСОНОЙ
1. Расстегивание и застегивание различных
видов застежек (рамки с
пуговицами,
молнией, кнопками, бантами, шнурками и петлями, булавками, "
липучками" ,
крючками, ремнями и пряжками). 2. Мытье рук.
З. Стирка.
4. Чистка обуви.
5. Обращение с зеркалом (маленькое зеркало - отражается только лицо;
среднее зеркало - отражается
половина тела; большое зеркало - отражение
в
полный рост)
УПРАЖНЕНИЯ; ОБУЧАЮЩИЕ ЗАБОТЕ ОБ
ОКРУЖАЮЩЕЙ сРедЕ
А). ВНУТРИ ДОМА
1.
Протирание пыли
..
2.
Подметание (со
стола, с пола).
Образовательная
программа детского сада Монтессори
З. Мытье (стола; посуды).
4. Уход за цветами (горшечными;
срезанными).
Б). ВНЕ ДОМА
1. Раб~па на огороде (от подготовки
земли до уборки урожая).
,
ОСОБЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ
1. Умение ходить
красиво, грациозно, вырабатывать чувство равновесия (ходьба по линии, ношение
предметов).
2. Умение сохранять тишину и
неподвижность (упражнение в тишине).
11. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Упражнения сенсорной зоны развивают и тренируют
чувственный аппарат; косвенно подготавливают к изучению математики, ботаники,
географии, музыки и Т.п.; способствуют интеллектуальному развитию в процессе
целеустремленных движений, работы руками.
Самодеятельность, выбор материала, совершенствование
методов работы способствуют развитию организационных возможностей ребенка. Он
учится планировать, подготавливать, распределять, согласовывать, выполнять
договоренность, работать сообща с другими.
Упражнения сенсорной зоны построены таким образом,
чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких, как осязание,
вкус, обоняние и др. На этих материалах ребенок учится также слушать тишину и
звуки, различать вес, цвет и форму предметов.
Для каждой сферы чувств имеются материалы различной
степени сложности (например, подбор одинаковых пар, подбор контрастных пар,
составление последовательности предметов с постепенным изменением степени
выраженности свойства). Каждый отдельный материал рассчитан на определенную
степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют
единое целое. Ребенок занимается с одним материалом до тех пор, пока вдоволь не
насладится им и не перейдет на следующую степень трудности. Ребенок любит
повторения и прекращает занятия тогда, когда его потребность удовлетворена. При
этом он в равной мере тренирует свою моторику и сенсорику.
Введение в обращение с материалами
Мария Монтессори называет уроками.
Они,
как правило, происходят тогда, когда ребенок уже имеет опыт в обращении с
материалом или показывает особый интерес. Наблюдая за детьми, учитель понимает,
когда можно перейти к уроку. При этом очень важно, чтобы нужный материал был взят
вместе с ребенком, чтобы ребенок знал место материала и смог после работы снова
отнести его на место.
Необходимо принять во внимание
следующее:
- как только
ребенок будет готов к выполнению задачи, нужно правильно выбрать момент для
урока;
во время урока
решающими являются атмосфера и личный контакт с ребенком;
- на столе или на ковре должен лежать
только материал для урока и никакой
другой;
- урок по использованию того или иного материала
должен быть ясным и недвусмысленным. Решающую роль играют медленные и понятные
движения. При этом следует как можно меньше говорить. Важно не мешать контакту
ребенка с материалом;
учитель показывает полностью всю последовательность
действий с материалом, чтобы ребенок увидел весь законченный ход этих действий.
Как только
Образовательная
программа детского сада Монтессори
ребенок понял урок, он переходит к
самостоятельной работе, а учитель наблюдает за ним. Затем учитель оставляет
ребенка и наблюдает за ним на некотором расстоянии;
- если ребенок после первого урока еще делает ошибки,
его ни в коем случае не исправляют, чтобы не обескураживать. Учитель не
обращает внимания на ошибки, а повторяет урок через некоторое время;
-' после урока ребенок работает
самостоятельно. Робкого ребенка учитель
побуждает
и воодушевляет, но никогда не принуждает
повторять показанное
упражнение с материалом;
'- как только ребенок осваивает материал и становится
уверенным в обращении с ним, он может самостоятельно варьировать и
комбинировать отдельные материалы в соответствии с заложенными в них целями;
в соответствующей ситуации урок может даваться и
нескольким детям одновременно, но индивидуальные уроки гораздо важнее и
эффективнее. При этом лучше устанавливается личный контакт, учитывается
индивидуальный уровень развития ребенка, выше интенсивность развития внимания .
. После длительного периода интенсивной работы с новым
материалом приобретенные навыки и понятия называются соответствующими словами.
Это происходит на так называемых трехступенчатых устных уроках.
1 ступень.
Учитель устанавливает связь между предметом и
названием: он указывает на предмет и при этом четко и ясно произносит его
название: "Это - ... ". Так вещь (свойство) и название прочно
ассоциируются друг с другом.
2 ступень.
Это фаза закрепления, формирования пассивного словаря.
Она может занять разное время у разных детей. Учитель называет понятие и дает
ребенку разные
.
"Д'" и "П ""Д ""П "
поручения. аи мне ... , оложи ... , остань ... ,
ринеси ... и Т.П.
Поручения должны
быть многочисленными, интересными для ребенка и
учитывающими его
сильное стремление к движению. 3 ступень.
Учитель называет предмет и просит ребенка назвать его:
"Что это? " Пассивный словарный запас становится активным. Теперь
ребенок знает и предмет, и его название.
Хороший урок, проведенный в нужный момент, помогает
ребенку осознать уже имеющиеся сведения об окружающей среде, приобрести новые
знания и навыки. Они вместе с материалом дают ребенку "ключ к миру" .
Материалы
группируются по модальности лежащего в основе работы с ним ощущения
(восприятия).
ПРОГРАММА
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЯ РАЗМЕРОВ
В результате работы с этой серией
материалов ребенок научается
различению
размеров в трех направлениях, умеет сравнивать предметы по длине, ширине и
высоте; знает соответствующие понятия, в том числе в сравнительной и
превосходной степени.
1. Блоки цилиндров 1- 4:
Визуальное различение величины в одном или двух
измерениях при
неизменной форме, тренировка пальцев
для письма.
Введение понятий
толстый - тонкий, большой - маленький,
плоский - высокий, высокий - низкий,
широкий - узкий,
глубокий - мелкий в сравнительной и
превосходной степени.
, 2. Розовая башня:
Визуальное различение величины в трех
измерениях. Упорядочивание, построение серии.
Введение понятий большой - маленький в сравнительной и превосходной
степени.
3. Коричневая лестница:
Визуальное различение величины в двух
измерениях. Упорядочивание, построение серии.
Введение понятий толстый - тонкий в
сравнительной и превосходной степени.
4. Красные штанги:
Визуальное различение длины.
Упорядочивание, построение серии.
Подготовка к работе с математическими
штангами.
'Введение понятий короткий - длинный в сравнительной и превосходной
степени.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА
В результате работы с материалами этой серии ребенок
знакомится с основными и смешанными цветами, с их оттенками по светлоте. Он
умеет сравнивать и узнавать цвета, выстраивать серию оттенков одного цвета по
светлоте; знает соответствующие понятия.
1. Ящик N1 с цветными табличками:
Знакомство с основными цветами.
Введение понятий
красный, синий, желтый. 2. Ящик N2 с цветными табличками:
Знакомство с дополнительными и
смешанными цветами.
Введение понятий
оранжевый, зеленый, фиолетовый, розовый, серый, коричневый, белый, черный.
3. Ящик N3 с цветными табличками:
Знакомство с
оттенками цветов по светлоте, развитие чувства цвета, художественных
способностей.
Введение понятий светлый - темный в
сравнительной и превосходной степени.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНЫХ
ОЩУЩЕНИЙ
В результате работы с материалами этой серии ребенок
развивает свои способности к тактильным ощущениям, научается различать на ощупь
различные поверхности, сравнивать их, выстраивать серию поверхностей различной
шершавости, узнает соответствующие понятия, узнает также на ощупь различные
ткани и их свойства, их названия.
1. Доски для ощупывания Д и В. Развитие тактильных ощущений,
узнавание различных поверхностей.
Введение понятий шершавый - гладкий.
Образовательная
программа детского сада Монтессори
Развитие тонкой моторики, подготовка
пальцев и кисти к письму, подготовка к работе с наждачными буквами и цифрами.
2.
Шершавые таблички.
Введение ПОНЯТИЙ шершавый - гладкий в сравнительной и превосходной
степени. Развитие тонкой моторики, подготовка пальцев и кисти к письму,
подготовка к работе с наждачными буквами и цифрами.
3.
Комплект тканей для ощупывания:
Развитие тактильных ощущений.
Развитие тонкой моторики, косвенная
подготовка к письму.
Знакомство с
различными видами тканей, их названиями, способами изготовления и применением.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА
В результате работы с материалами этой серии ребенок
тренирует свою способность к слуховым ощущениям, учится различать слуховые
стимулы различной громкости, сравнивать их, выстраивать серию; знает
соответствующие понятия.
1. Шумовые цилиндры:
Развитие слуховых ощущений, подготовка
к восприятию музыки.
Введение понятий громко - тихо в
сравнительной и превосходной степени.
2.
Звоночки:
Развитие звуковысотных слуховых
ощущений. Подготовка к восприятию музыки. Введение понятий высокий - низкий
звук.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОПРEДЕЛЕНИЯ ВЕСА
В результате работы с этими
материалами ребенок
тренирует свою
способность
к различению веса, научается сравнивать предметы различного веса, узнает
соответствующие понятия, в том числе в сравнительной и превосходной степени.
1. Тяжелые таблички:
Развитие барических ощущений.
Введение понятий легкий - тяжелый в
сравнительной и превосходной степени.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕПЛОВЫХ
ОЩУЩЕНИЙ
В результате работы с материалами этой серии ребенок
тренирует свою способность к различению различных температур, узнает понятия
горячий, теплый, холодный, прохладный, а также их сравнительную и превосходную
степень.
1. Тепловые бутылочки:
Развитие тепловых
ощущений, знакомство с различными температурами, связь с погодой, временами
года, одеждой (космическое воспитание).
Введение понятий холодный - теплый в сравнительной и превосходной
степени.
2.
Тепловые таблички.
Развитие тепловых ощущений от разных
материалов. Знакомство с различными материалами, их применением.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБОНЯНИЯ
В результате работы с этими материалами ребенок тренирует
свою
способность к различению запахов,
узнает названия пахучих веществ.
1. Цилиндры с запахами:
Развитие обоняния, знакомство с
различными запахами. Знакомство с названиями ароматических веществ, трав,
пряностеЙ.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВКУСА
в результате
работы с этими материалами ребенок развивает способность к
различению вкуса, узнает названия
основных вкусовых ощущений.
{ Вкусовые баночки:
Развитие вкусовых ощущений, знакомство
с различными вкусами,
Введение понятий
горький, сладкий, соленый, кислый в сравнительной и превосходной степени.
МАТЕРИАЛ ОЩУЩЕНИЙ
ДЛЯ
РАЗВИТИЯ
СТЕРЕогносТИЧЕСКИХ
В результате работы с материалами этой серии ребенок
узнает основные объемные формы, узнает соответствующие понятия, может узнать и
назвать куб, шар и Т.п. в окружающих предметах, их частях.
1. Геометрические тела:
Развитие стереогностических ощущений.
Знакомство с геометрическими телами и формами.
Введение понятий шар, куб, цилиндр, конус, трехгранная
пирамида, четырехгранная пирамида, трехгранная призма, четырехгранная призма,
эллипсоид, овоид.
2. Таинственный мешочек:
Развитие стереогностических ощущений.
Развитие тонкой моторики.
3. Сортировка.
Развитие стереогностических ощущений.
Развитие тонкой моторики.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЗНАВАНИЯ ФОРМ И ФИГУР
В результате работы с материалами этой серии ребенок
знакомится с геометрическими фигурами, узнает их названия, учится узнавать
геометрические формы в окружающих предметах; знакомится с основными формами
листьев, узнает их названия и учится узнавать в природе.
Образовательная
программа детского сада Монтессори
1. Геометрический комод:
Знакомство с фигурами.
Сравнение форм различных размеров.
Развитие тонкой моторики.
Подготовка к письму и геометрии.
Введение понятий квадрат, треугольник, круг,
прямоугольник, ромб, пара~лелограмм, трапеция, многоугольник, четырехугольник,
пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник, девятиугольник,
десятиугольник, овал, эллипс, разные виды треугольников.
2. Конструктивные треугольники:
Знакомство с
образованием, изменением и комбинациями геометрических фигур, подготовка к
геометрии .
.
З. Биологический комод:
Развитие
способности визуального различения фигур различных форм и величин;
Знакомство с
различными формами листьев различных растений (связь с космическим
воспитанием).
Введение понятий, обозначающих формы
листьев.
2. Мозаичная карта материков:
Различение сложных
форм - форм материков. Знакомство с материками, их названиями. Подготовка к
географии.
·
111. МАТЕМАТИКА
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мария Монтессори называла человеческий
ум математическим умом, подразумевая под этим, что математика есть нечто
присущее человеку, связанное с его жизнью. Вся человеческая культура и, прежде
всего, высокоразвитая техника и индустрия, опирается на математику.
Ребенок вначале имеет конкретный опыт обращения с
многочисленными предметами, а позже переходит к абстрагированию на основе приобретенных
знаний. При этом сенсорные Монтессори - материалы оказывают ему существенную
помощь, так 'как являются 11
материализованными абстракциями 11 • Уже в работе с этими материалами ребенок учится
сравнивать, упорядочивать, систематизировать. Кроме того, многие сенсорные
материалы косвенно готовят детей к геометрии и к работе с отдельными
математическими материалами.
~атематические материалы построены в тесной связи с
сенсорными материалами и учитывают сенсомоторные потребности ребенка.
Многочисленные упражнения позволяют ребенку самостоятельно сделать удивительные
открытия и при этом приобрести точный подход, необходимый в математике, учиться
абстрагировать. На этом конкретном материале даже младшие дети могут решать
довольно сложные задачи.
Математические материалы построены так, чтобы была
видна связь арифметики и геометрии, что вполне соответствует исторической линии
в развитии математических знаний человечества.
В построении
системы материалов и в методике работы с ними соблюдаются два важнейших
принципа:
- от конкретного к абстрактному;
- от знакомства с количествами через
знакомство с символами к соотнесению
количеств и символов.
Все математические
материалы можно разделить на пять основных групп: - введение в мир чисел от О ДО 1 о;
- введение в десятичную систему;
- освоение последовательного счета;
освоение
арифметических операций с однозначными числами; - знакомство с дробями.
ПРОГРАММА.
1.
СЧЕТ в ПРЕДЕЛАХ
ДЕСЯТИ
Количества от 1 до 10. Цифры от 1 до 9,
о, число
10. Соотнесение количеств в пределах десяти и соответствующих чисел. Обратный
счет. Сравнение чисел.
• Красно-синие штанги, веретена,
чиПСbl.
2.
ЗНАКОМСТВО С ПОСТРОЕНИЕМ
ДЕСЯТИЧНОЙ СИСТЕМЫ
Введение количеств и символов: единица,
десяток, сотня, тысяча. Построение многозначных чисел.
Образовательная
программа детского сада Монтессори
• "Золотой материал". Большие
наборЬ1 карт от 1 до 9000 и от
1 до 1000.
3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ прямой И ОБРАТНЫЙ
СЧЕТ ДО 1000.
Введение
количеств и символов от 11 до 19. Запоминание общепринятых названий чисел от 11
до 19. Состав чисел от 11 до 19. Введение количеств и символов 10,20 ... 90.
Последовательный счёт в пределах 100 и 1000 Чтение и запись чисел в пределах
100 и 1000.
·
ЦветНЬ1е и
золотЬ1е бусинЬ1, доски Се гена - 1 и 2 .
·
Доска сотни .
• Сотенная цепочка.
·
ТЬ1сячная
цепочка.
·
Короткие и
длиННЬ1е цветНЬ1е цепочки.
4). ЗНАКОМСТВО С АРИФМЕТИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ.
Сложение, вычитание, умножение на
однозначное число, деление на
однозначное и двузначное число .
• "Золотой материал". Большой
набор карт от 1 до 9000, малые наборы карт от 1 до 3000 и от 1 до 9000.
·
Марки.
·
Игра в точки.
5. ЗАПОМИНАНИЕ ТАБЛИЦ СЛОЖЕНИЯ,
ВЫЧИТАНИЯ,
УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ.
ПЕРЕХОД К УСТНОМУ СЧЕТУ.
Выполнение «в уме» действий сложения и умножения
однозначных чисел, а также обратных им действий вычитания и деления. Связь
между действиями и между компонентами действий. Коммутативные свойства сложения
и умножения, коммутативное и дистрибутивное свойство умножения. Действия с 1 и
с О.
•
|
"Положительная |
змея", |
доска |
для |
сложения,
картЬ1 |
для |
|
|
сложения.
|
|
|
|
|
|
|
•
|
"Отрицательная |
змея':
доска |
для |
вЬ1читания, |
картЬ1 |
для |
|
|
вЬ1читания.
|
|
|
|
|
|
|
•
|
ЦветНЬ1е
бусины, доска для умножения, картЬ1 |
для умножения. |
|||||
•
|
Доска
для деления, карты для деления. |
|
|
6. РЕШЕНИЕ ПРОСТЬРХ TEKCTOBIЬPX
ЗАДАЧ .
·
Золотой
материал .
·
Марки.
8.. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ.
Название
и запись дробей. Смысл черты в записи дроби. Основное свойство дроби.
Сокращение дроби. Выполнение простых арифметических действий с дробями. Решение
задач с дробями.
·
Металлические
кругЛЬ1е дроби.
·
Пластиковые
кругЛЬ1е дроби.
·
ДеревЯННЬ1е
дроби-кегли.
·
Квадратные и
треугОЛЬНЬ1е дроби.
9.ОСНОЫ ГЕОМЕТРИИ.
Знакомство
с геометрическими фигурами. Многоугольники: треугольник, квадрат,
прямоугольник, др. Криволинейные фигуры .
• Набор «геометрик».
·
Геометрический
комод.
·
Конструктивные
треугольники.
Образовательная
программа детского сада Монтессори
IV. РОДНАЯ РЕЧЬ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок приходит в детский сад с тем запасом речевого
развития, который дiта ему семья, мать. Наша задача - помочь ребенку овладеть
разными видами речевой деятельности; слушанием, говорением чтением, письмом.
Все виды речевой деятельности являются предметом повседневного внимания и
целенаправленного обучения на общих и свободных занятиях школы Монтессори, а
именно:
. - повседневное общение, которому уделяется большое
внимание, во время которого педагог старается дать ребенку пример прав ильной
речи, умения слушать и выражать свои мысли;
трехступенчатый урок· на
свободном занятии - индивидуальный
урок,
который
учитель дает ребенку при работе с материалами сенсорной зоны, зон
интеллектуального развития (математическая и русский язык) и космической зоны.
При этом ребенку даются определенные понятия, повторение, более глубокое
понимание и запоминание которых происходит позже в дальнейшей работе ребенка с
материалом либо при совместной работе с другими детьми или учителем, либо при
повторном трехступенчатом уроке;
- общие занятия с определенной группой детей, состав
которой определяется уровнем развития и интересов детей либо со всей группой.
Темы общих занятий планируются учителем в соответствии с программой детского
сада, последних событий в жизни детей. При этом педагог учитывает настроение и
желания детей. Готовя общее занятие, учитель продумывает не только объем новой
информации, новых терминов и понятий, но И материалы,
с помощью которых дети в дальнейшем могли бы повторять и осмысливать полученные
сведения.
- занятия в кругу, которые являются
формой проведения групповых занятий.
Они
включают в себя артикулляционную гимнастику; разучивание потешек, читалок,
скороговорок, стихов; отгадывание и разучивание загадок; чтение, обсуждение и
драматизацию различных произведений; сочинение детьми рассказов и сказок;
рассказывание по картинкам или по плану. На кругу же проводятся и общие
занятия, описанные выше. Очень важно, если занятия на кругу на определенную
тему по космическому воспитанию, математике и др. гармонично сочетают в себе и
информационную, познавательную сторону и развитие разных видов речевой
деятельности.
ЛРОГРАММА
СЛУШАНИЕ И ГОВОРЕНИЕ
1. 3вукопроизношение.
Учить и отрабатывать правильное
произношение звуков. Развивать фонематический слух.
Совершенствовать
отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность
речи.
2. Расширение словарного запаса.
Обогащать словарь детей словами, обозначающими
предметы окружающего мира, животных, птиц, растений, явлений природы, профессий
людей и Т.П.
Учить детей различать и называть части предметов,
качества предметов, месторасположение предметов, обобщающие слова,
характеризовать состояние и настро!3ние людей.
Упражнять детей в
подборе и использовании в речи слов со сходным и противоположным смыслом
(синонимы и антонимы).
З. Грамматический строй и культура
речи.
Учить детей внятно
про износить слова и словосочетания, правильно согласовывать слова в
предложении.
Вырабатывать правильный темп речи.
Учить отвечать на вопросы учителя, самому задавать
вопросы, вести диалог, беседу; пересказывать рассказы и сказки, составлять
самостоятельно рассказы по картинкам, по заданному сюжету либо из личного
опыта; участвовать в драматизации произведений.
4. Умение слушать, запоминать и
воспроизводить услышанное.
Чтение учителем
различных по сложности произведений с последующим обсуждением и пересказом его
детьми.
Слушание пластинок
с рассказами и инсценировками, также с последующим обсуждением, пересказом или
драматизацией.
письмо
1. Подготовка
руки к письму.
Развивается
мелкая моторика, движения пальцев, кисти. Происходит тренировка в написании
отдельных элементов букв. Развивается координация между зрительным восприятием
и движением руки (сенсомоторная координация).
• Металлические рамки для штриховки.
Узоры для срисовывания. Картинки обводки. Прописи.
2. Выделение отдельных звуков в слове,
определение их позиции. Развивается фонематический слух. Ребенок тренируется в
распознавании близких по произношению звуков. Учится различать на слух твердые
и мягкие согласные (без введения терминов).
• Звуковые игры (фонетические
коробочки). З. Обозначение звуков
буквами.
• Шероховатые буквы. Доски для
письма.
4. Составление слов, предложений,
текстов и их написание.
• Подвижные алфавиты Ng1, 2, 3, 4.доски и тетради для письма.
1. Чтение отдельных слов, предложений,
текстов без фонограмм.
Ребенок
учится соединять отдельные звуки, обозначенные буквами, в целое слово и
осмысливать прочитанное. Усложнение работы происходит по содержанию прочитанного
(от слова к тексту). При этом все буквы прочитываются точно так же, как они
были названы при знакомстве с шероховатыми буквами (розовая серия материалов
для чтения).
·
Коробочка с
мелкими фигурками для первого чтения.
·
Чтение с
предметами окружающей среды.
·
Чтение с
классификацией.
·
Задания.
·
Книжки для
чтения.
Образовательная
программа детского сада Монтессори
2.
Введение фонограмм при чтении.
ПРОИСХОДИТ усложнение в озвучивании букв: рассматриваются случаи,
когда буква читается не так, как раньше (например, кружка - произносится
[крушка)). Каждая фонограмма отрабатывается отдельно (зеленая и голубая серии
материалов для чтения)
• Коробочка с мелкими фигурками для первого чтения (с одной фонограммой) .
. • Чтение с предметами
окружающей среды (с одной фонограммой). • . Чтение с классификацией (с одной фонограммой).
·
Списки для
чтения (с
одной фонограммой).
·
Задания (с одной фонограммой).
• Книжки для чтения (с одной фонограммой).
З. 'Чтение слов, предложений, текстов с любыми фонограммами.
Ребенок умеет читать любую фонограмму
(белая серия материалов для чтения).
• . Коробочка с мелкими
фигурками для первого чтения (с любыми фонограммами).
·
Чтение с предметами
окружающей среды (с любыми фонограммами).
·Чтение с классификацией (с любыми
фонограммами). • Задания (с любыми
фонограммами).
• Книжки
для чтения (с
любыми фонограммами).
·
Дефиниции
·
Загадки,
диалоги, номенклатура и т.п.
4.
Знакомство с классической детской
литературой,
фольклором,
лучшими образцами мировой литературы для детей на основе чтения детям ВСЛУХ, самостоятельного чтения детей или совместного с
родителями с последующим обсуждением, драматизацией, пересказом и пр.
v. КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Понятие •• космическое воспитание" в системе
Монтессори имеет двоякий СМqIСЛ: как общий подход, общий принцип в образовании человека
как части Космоса, частички Вселенной, имеющей непосредственное отношение к
остальному миру, тесно связанной с ним. В то же время этот термин используется
для обозначения раздела в образовательном процессе, который содержит знания и
представления, впечатления ребенка от окружающего мира.
Космическое воспитание приобретает особое значение в
школьном возрасте. У дошкольников же, в силу возрастных особенностей их
познавательных процессов, знакомство с окружающим миром происходит в плане
сенсорного восприятия и расширения словарного запаса: ребенок знакомится с
предметами и явлениями с помощью своих органов чувств и хочет узнать, как они
называются. Причинноследственные связи, выявление закономерностей, обобщения
выходят на первый план позже. Однако и в дошкольной группе можно выделить
отдельный раздел занятия из области космического воспитания.
'Занятия по этому разделу направлены не только и не
столько на передачу определенной информации, сколько на обучение способам
добывания этой информации и на ее переживание, упорядочивание жизненных
впечатлений ребенка, на осознание себя и своего места в мире.
Методика проведения занятий предполагает соблюдение
следующих основных принципов: максимальная собственная активность детей; их
рассказы о своих впечатлениях, осознание и осмысление прошлого жизненного
опыта; их деятельность в процессе проведения занятия со специально
подготовленным материалом, который позволяет воспринять новое знание с помощью
различных органов чувств; возможность дальнейшей самостоятельной работы детей с
этим материалом.
Наиболее распространенными частями занятия являются
беседа, в которой ведущую роль играют дети, в процессе которой проясняется и
актуализируется прошлый жизненный опыт детей; демонстрация какого- либо
природного или искусственного объекта, либо его действующей модели, детальное
изучение его с помощью различных органов чувств (разрезать яблоко, рассмотреть
семенные камеры, попробовать его, достать, разрезать, попробовать, рассмотреть
семена, посадить их и наблюдать за ростом, сравнить плоды дикой и культурной
яблони и T'n'; рассмотреть модель вулкана, пронаблюдать смоделированное
извержение вулкана); презентация материала, предназначенного для
самостоятельной работы детей, обучение способам действия с ним (например, набор
для изучения способности воды растворять некоторые вещества).
Поскольку группы в детском саду Монтессори
разновозрастные, то некоторые занятия проводятся на двух различных уровнях
сложности для двух подгрупп, причем деление на подгруппы производится с учетом
не только возраста детей, но и уровня развития каждого ребенка. Как правило,
такое деление происходит просто по желанию детей. Если ребенку неинтересно то,
что происходит на занятии (потому что непонятно или потому что уже известно),
то он в нем не будет участвовать. Большая часть занятий проводится со всей
группой, при этом происходит обучение младших старшими. Для старших такие
занятия представляют собой возможность обсудить с педагогом свой опыт, свои
впечатления, систематизировать их. Для младших то, что говорят старшие,
оказывается новой информацией, которая транслируется через впечатления и
переживание другого ребенка.
Мы не настаиваем на обязательном участии каждого
ребенка в общем занятии. Если он занят другим делом или у него в данный момент
нет интереса к
Образовательная
программа детского сада Монтессори
обсуждаемой
теме, мы не навязываем ему свои планы. Как правило, к одной теме мы
возвращаемся несколько раз с разных сторон, в уголке естествознания стоит
материал для самостоятельной работы, другие дети обсуждают между собой свои
впечатления, делятся возникшими мыслями, поэтому материал занятия не проходит
мимо ребенка.
'Подготовка педагога к занятию не
предполагает написания
подробного
конспекта.
Каждое занятие является подготовленной импровизацией. Педагог продумывает объем
информации, который он собирается включить в занятие; ищет такие формулировки
вопросов, которые будили бы мысль ребенка, обращались к его чувствам и опыту;
готовит материал для демонстраций и для самостоятельной работы детей; ищет
подходящие формы самостоятельной деятельности детей. Но ход занятия напрямую
зависит от непосредственной реакции детей, их интереса, настроения. Взрослый
должен быть готов к неожиданному повороту в ходе занятия или к тому, чтобы
провести занятие на совершенно другую тему, которая сегодня интересует детей:
выпал первый снег, у Пети появилась собака, Маша принесла совершенно
удивительную книгу про динозавров. Мы считаем очень важным использовать такие
импульсы непосредственного интереса детей, опираться на них, при
соответствующих обстоятельствах и сами готовим их.
Непосредственная работа по космическому воспитанию
детей строится по блочному принципу: тема, начатая в одном виде занятий,
прослеживается во всех остальнЫх видах деятельности детей в этот период
времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создает полную и
разностороннюю его картину. Последовательность рассмотрения отдельных учебных
блоков исходит из направления познания мира ребенком - от себя, расширяющимися
концентрическими сферами. Перечень, последовательность и примерное содержание
блоков приведены в приложении к программе.
ПРОГРАММА.
1. Формирование
представления о природе. Различие между миром природы и миром, созданным
человеком. Живая и неживая природа.
2. Четыре стихии: Вода, Огонь, Земля,
Воздух.
Вода и ее свойства. Агрегатные состояния воды, виды
связей между молекулами. Вода в природе: дождь, снег, иней, град, лед , облака,
туман и т.п. Разнообразие водоемов : озеро, море, река, родник, болото.
Значение воды в жизни человека, животных и растений.
Экология воды. Работа воды. Профессии
человека, связанные с водой: рыбак, водолаз, моряк, океанолог, гидрогеолог,
гидролог, водопроводчик и Т.п.
Огонь В природе: молния, пожар, вулкан, Солнце. Огонь в жизни
человека: костер, факел, лучина, спичка, свеча, керосиновая лампа, светильники,
газовая плита, электричество в быту. Огонь - друг, огонь - враг. Форма, цвет,
температура огня, горючие и негорючие вещества. Профессии человека, связанные с
огнем: кузнец, сталевар, пожарник, электрик, вулканолог, стеклодув и т.п.
Почва и ее состав, свойства и виды почв. Значение
почвы для растений и животных. Полезные ископаемые. Экология почв. Профессии
человека, связанные с обработкой и возделыванием почвы , разведкой и добычей
полезных ископаемых: земледелец, геолог, геофизик, нефтяник, геодезист,
мелиоратор и Т.п.
Воздух и его свойства. Существует ли воздух? Как
увидеть воздух? Как услышать воздух? Запахи. Воздух в природе: ветер, вьюга,
смерч. Погода и климат. Воздух в жизни человека, животных и растений. Экология
воздуха. Работа воздуха. Профессии человека, связанные с воздухом: летчик,
метеоролог и т.n.
З. Представление о мире растений.
Рост и развитие
растений. Условия жизни растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Значение растений в природе, в жизни
человека и животных.
Разнообразие растений. Строение
цветковых растений, дерева, кустарника.
Строение листа, стебля, корня, цветка.
Типы корней, стеблей плодов, соцветий.
Домашние растения и уход за ними.
Растения Урала. Лекарственные растения.
Растения разных природных зон. Профессии человека, связанные с растениями:
садовод, овощевод, хлебороб,
селекционер, цветовод, лесник и Т.П.
4. Представление о мире животных.
Рост и развитие
животных. Условия жизни животных: среда обитания, жилища, корм, враги и друзья,
климатические условия.
Приспособленность
животных к условиям жизни: строение, способы размножения, сезонные изменения в
жизни животных .
. Разнообразие животных: млекопитающие,
рыбы, птицы, пресмыкающиеся,
земноводные, насекомые.
Животные на службе у человека, домашние
животные и уход за ними. Животные Урала. Животные разных природных зон.
r) профессии
человека, связанные с животными: животновод, доярка, птичница, охотовед,
охотник, егерь, кинолог, ветеринар, оленевод, пастух и Т.П.
5. Человек, как часть живой природы. Общее строение тела человека. Части тела. Рождение,
рост и развитие человека. Организм человека и охрана его здоровья:
скелет и правильная осанка; мышцы и их
значение;
органы пищеварения; правильное питание;
органы дыхания и кровообращения; значение кожи для человека; гигиена кожи;
нервная система; органы чувств; режим
труда и отдыха.
6. Человек, как социальное существо. Потребности человека:
материальные
потребности человека (пища, жилье, одежда, посуда, мебель, транспорт и т.п.);
духовные и социальные потребности человека (книги,
искусство,
общение, дружба, любовь, творчество и
т.п.);
профессии; взаимозависимость и
взаимосвязь людей разных профессий.
7.Я и моя семья.
Члены семьи и
родственные отношения. Построение семейного дерева. Имена членов семьи.
Профессии взрослых членов семьи и их
труд дома. Помощь детей взрослым и
их самообслуживание.
Любимые занятия членов семьи, совместный
отдых.
Построение временных лент своей жизни,
жизни членов своей семьи. Родословная своей семьи. Рассказ о жизни своих
родителей, своих дедушек и
бабушек.
Домашние животные и растения, уход за
ними.
Мой дом, моя квартира, помещения в квартире, их назначение и
оборудование.
Предметы домашнего обихода: мебель,
посуда, игрушки и Т.П.
Образовательная
программа детского сада Монтессори
8. Мой детский сад.
Знакомство с
помещениями детского сада, их назначением: моя группа, другие группы,
музыкальный зал, кухня, служебные помещения, участки для прогулок.
Знакqмство с сотрудниками детского сада, их профессии,
имена и вежливое обращение к ним (воспитатель, учитель, помощник воспитателя,
музыкальный руководитель, физрук, врач, медсестра, повар, кастелянша, завхоз,
дворник, плотник, зав~ч, заведующая). Значение их труда для детей и детского
сада.
9. Мой город.
Понятие о городе,
его отличие от деревни. Понятие об улицах, бульварах, площадях.
Название нашего
города, его улиц, свой адрес и адрес детского сада. История создания города.
Знакомство с различными учреждениями города (магазины,
больницы, кинотеатры, детские сады, школы, Дворец Культуры, Дворец Детей и
Молодежи, библиотеки, почта, аптеки), их назначением, правилами поведения в
них. Профессии людей, занятых в этих учреждениях.
Понятие тротуара и проезжей части,
правила поведения на улицах и дорогах.
Грузовой и пассажирский транспорт, его
виды и правила поведения в транспорте. Профессия водителя.
Строительство, развитие и благоустройство города.
Знакомство со
строительными
машинами и механизмами, профессиями строителей и людей поддерживающих чистоту и
порядок в городе (маляр, каменщик, крановщик, бульдозерист, штукатур, сварщик,
электрик, сантехник, дворник, уборщик подъездов, озеленитель, милиционер и
т.п.)
10. Мой край.
Ориентация на карте, знакомство с
Челябинской областью и Уралом. Нахождение на подробной карте наших окрестностей
знакомых объектов:
нашего города, ближайших озер, рек,
гор, окрестных деревень.
Города Челябинской области и Урала, их
отличительные особенности:
Магнитогорск - гора
Магнитная, Златоуст- златоустовская
гравюра, Касли -
каслинское литье и Т.п. Народные
промыслы Урала.
Природные условия нашего края: климат,
рельеф, полезные ископаемые.
Растительный и животный мир.
11. Моя страна.
Знакомство с названием нашей страны, ее столицей,
очертаниями и расположением на карте. Представление о ее размерах, разнообразии
природных зон, климатических условий, растительного и животного мира.
Представление о
разнообразии народов, населяющих нашу страну, их культурных традиций и народно-
прикладного творчества.
Знакомство с флагом, гербом России.
12. Моя планета.
Элементарные представления по
физической географии. Знакомство с изображением Земли на глобусе и карте.
Материки,
океаны.
Строение Земли. Атмосфера Земли.
Поверхность Земли: равнина, холм, овраг, гора.
Очертания берегов: остров, полуостров,
залив, пролив, архипелаг и т.п. Ориентирование. Определение сторон горизонта по
солнцу. Компас. Определение сторон горизонта по компасу. Определение сторон
горизонта по местным признакам. План
местности, карта.
Океаны, моря, озера, реки, их
растительный и животный мир.
Материки, острова,
населяющие их народы, природные условия, их растительный и животный мир:
13. Космос.
Формирование представления о Космосе .
. Космические объекты: планеты, звезды,
кометы, метеоры, метеориты.
Солнечная система.
Планеты Солнечной системы. Луна и ее влияние на жизнь Земли.
История исследования Космоса.
Космонавтика и космонавты .
. Вращение Земли вокруг Солнца и вокруг
собственной оси. Суточный цикл:
вечер, ночь, утро, день. Годовой цикл:
год, время года, месяцы, недели, дни недели.
Календарь.
Измерение времени: день, сутки, час,
минута, секунда. Часы. История изобретения часов.
14. Сезонные изменения в природе и
жизни людей.
Причина смены
времен года, их последовательность и взаимосвязь друг с другом. '
Изменения в
неживой природе: температура воздуха, продолжительность светового дня, осадки,
состояние почвы, наличие снежного покрова.
Изменения в живой природе: цикличность в жизни
растений и животных, связь состояния растительного и животного мира с
изменениями в неживой природе. Конкретные особенности в жизни растений и
животных в каждое время года на Урале.
Изменения в жизни
людей в связи со сменой времен года( сезонная одежда и сезонный труд).
·
Образовательная
программа детского сада Монтессори
VI. УРОКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задачи и подход к
обучению навыкам социальной жизни меняются в зависимости от возраста и
индивидуальных особенностей детей. Для ребенка, который только пришел в группу
(2- 3 года) наиболее актуальными являются проблемы установления личного
контакта с педагогами, обучения культурногигиеническим навыкам, правилам
поведения в группе. Это ведет к развитию самостоятельности ребенка, расширению
его познавательных возможностей и социальных контактов. Дети 3- 4 лет
предпринимают первые попытки установления взаимоотношений со сверстниками.
Поэтому на первый план выходит проблема подДержания дружелюбных отношений детей
друг с другом, обучение способам решения конфликтных ситуаций. При этом важно,
чтобы ребенок был уверен в искреннем и доброжелательном отношении педагога
лично к нему. Взрослому необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, не
давая своих оценок и не сравнив~я детей друг с другом. Дети 5- 6- летнего
возраста имеют обычно понятие о том, что хорошо и что плохо, они в состоянии
самостоятельно выразить свое отношение к какой- либо ситуации. Они готовы
отвечать за свои отношения со сверстниками и самостоятельно организовывать
взаимодействие с ними. Перед педагогом встает задача поддержки стремления детей
к совместной деятельности (в игре, в учебе, в быту и T'n'), создание
мотивирующих к этому ситуаций, помощь в развитии необходимых для этого навыков:
коллективное планирование, разделение обязанностей, взаимопомощь, учет
интересов друг друга, совместное подведение итогов.
Занятия по данному курсу предполагают обучение детей
принятым в обществе нормам поведения. Предполагается не столько информирование
об этих нормах, сколько последовательное упражнение в их применении в различных
ситуациях. Отработка каждого социального навыка требует определенного времени,
различного для разных учащихся. Педагог не ждет и не требует от ребенка сразу
безупречного поведения. Так же, как и в других курсах, ребенку дается
возможность получить, прожить и осознать свой собственный опыт. При этом в задачу
педагога входит не указание на ошибку, допущенную ребенком, а создание такой
атмосферы, в которой тот смог бы сам обнаружить и исправить свою ошибку. Таким
образом, материалом, на котором происходит обучение навыкам социальной жизни,
являются реальные отношения в группе, образцы поведения, демонстрируемые
взрослыми, а таюке специальные занятия, которые посвящены отдельным социальным
нормам. Эти занятия проводятся в форме беседы, обсуждения, игры. Детям
предлагается ситуация, которую можно разыграть, инсценировать, либо
ограничиться ее анализом. Но более ценным мы считаем именно разыгрывание
ситуации, проживание роли как плохого, невежливого ребенка,
"агрессора", так и роли "жертвы", а затем обсуждение
показанного, пережитого. При этом каждому желающему дается возможность
проиграть ситуацию так, как он ее видит и чувствует, попробовать разные
варианты и выбрать оптимальный.
Каждый ребенок сам решает, участвовать ли ему в
специально организованных занятиях по обучению навыкам социальной жизни. Эти
занятия могут проводиться в расчете как на всю группу детей, так и на подгруппу
(возрастную или по общности проблемы), или даже на отдельного ребенка.
Перечень тем для уроков социальной жизни может быть
только примерным, так как тематика и содержание этих уроков больше, чем каких-
либо других, зависит от ситуаций и проблем, возникающих в группе. Эти занятия
могут быть
злободневными, могут разыгрываться реальные случаи, но
при этом не называются конкретные имена детей.
Тематика уроков по обучению навыкам
социальной жизни может быть
сгруппирована в несколько основных разделов:
1.
Я и другие люди.
2. Поведение в общественных местах. З.
Гигиена и опрятность.
4.
Наблюдаем,
помогаем, бережем (человек в природе).
5.
Основы
безопасности жизнедеятельности.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УРОКОВ
я и ДРУГИЕ
ЛЮДИ.
1.1Я и моя семья:
- члены моей семьи (имена и родственные
отношения);
- кто что любит;
- домашние обязанности и взаимопомощь в
семье;
- профессии членов семьи;
- забота о старых и малых;
- 'как мы отдыхаем.
1.2Я и мой детский сад:
- обращение и знакомство;
- приветствия и прощания;
- благодарность и извинение;
- просьба и отказ;
- имена и профессии сотрудников
детского сада;
- береги труд взрослых и детей;
- наши правила.
1.3.
Человек и его чувства: - почему я плачу;
- чему я радуюсь;
- чем я рассердил другого;
- чем я могу порадовать ... ;
- как я могу успокоить ... ;
- что мне интересно;
- я люблю ... - я не люблю ...
2. ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ
МЕСТАХ.
2.1. Во дворе, на улице, на дороге.
2.2. В магазине, поликлинике,
библиотеке. 2.3.В театре, кино, на концерте.
2.4.В транспорте.
2.5. Мы идем в гости:
- когда и зачем мы ходим в гости;
- выбор подарка и поздравление;
- как вести себя за столом.
2.6. Встречаем гостей:
- приглашаем в гости;
- как правильно накрыть стол;
Образовательная
программа детского сада Монтессори
- не скучно ли нашим гостям?
З.
ГИГИЕНА И ОПРЯТНОСТЬ.
3.1. Гигиена кожи .
.
3.~. Как правильно питаться, зубы и
уход за ними. 3.3. Гигиена органов чувств.
3.4. Как сохранить хорошую осанку. 3.5.
По одежке встречают ...
4.1. Заботимся о домашних питомцах.
4.2. Домашние растения и уход за ними. 4.3. Не навреди:
- растения и животные "Красной
книги"
- экология водоемов;
- лес - твой друг;
- лесные жители;
- что будет, если ...
5. ОСНОВЬ! БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5.1. Правильное обращение с бытовыми
приборами. 5.2. Опасности в быту, на улице, в лесу.
5.3. Если к тебе подошел незнакомый
человек. 5.4. Огонь - друг, огонь - враг.
5.5. Поведение в чрезвычайных
ситуациях.
5.6. Простейшие навыки оказания первой
помощи.
VII. ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ ИСКУССТВА
ЧЕРЕЗ СОБСТВЕННУЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Преподавание изобразительного искусства по данной
программе является совместным поиском детей и взрослого, в котором
приобретаются знания и совершенствуются чувства. "Чтобы помочь ребенку
развить дар к рисованию, мы должны создать глаз, который видит, руку, которая
слушается и душу, которая чувствует" (М.Монтессори). Поэтому цель данной
программы - организация познавательного процесса, процесса восприятия художественного
изображения и языкa изобразительного искусства через собственные практические
действия.
Основными
познавательными моментами программы являются следующие понятия восприятия:
1). цвет;
2). свет;
3). очертание; 4). форма;
5). пространство; 6). равновесия; 7).
развитие;
8). выразительность.
Все формы деятельности (виды практических занятий,
методы, приемы) направлены на прочувствование и усвоение смысла перечисленных
понятий через их сенсорное и перцептивное содержание.
1). Основное
содержание понятия "цвет": - экспрессивное воздействие цвета;
- цвет - носитель выразительности;
поиск цветовой гармонии через яркость и
насыщенность. Вводится через освоение:
цветового пятна (теплое- холодное,
доброе- злое и т.п.) систему колорита (поиск оттенков);
контрастности.
2). Основное содержание понятия
"свет": - яркость;
- теневые соотношения.
Вводится через
сенсорное восприятие: - пятна, штриха;
- светлоты, прозрачности;
- контрастности, ахроматичности.
3). Основное содержание понятия
"очертание"
восприятие
индивидуальности видимого (простота, отчетливость, подобие, структура).
Вводится через
освоение: - контура;
- силуэта (линия-
пятно).
Образовательная
программа детского сада Монтессори
4). Основное содержание понятия"
форма" : - облик вокруг некоторого содержания;
- формирование облика -
формообразование.
Вводится; через освоение:
- наполнение формы смыслом;
- изображение целого из частей;
-' представление образа.
5). Основное содержание понятия"
пространство" : -отношения фигуры и фона;
уровни глубины.
Вводится через освоение:
пл;з новости (далеко- близко, большой-
маленький); графичности - живописности;
"углубление" плоскости листа
(масштабность, перспективность, оверлэппинг).
6). Основное содержание понятия
"равновесие":
- месторасположение, пропорциональность
дают определенность изображению.
Вводится через
освоение соотношений: - пятно-' линия;
- пятно- пятно;
- изображение- зритель.
7). Основное содержание понятия"
развитие" :
- достижение изобразительной цели путем
движения от простого к сложному;
- от частей к целому;
- от конкретного к общему.
Вводится:
- работой над наполнением рисунка
содержанием (жанровость);
- выбором сюжета;
- работой над "складыванием"
облика.
8). Основное содержание понятия
"выразительность": - связь чувственных данных;
- свойства изображаемого - средство
коммуникации.
Вводится через
раскрытие связей: - цвет - эмоции;
- очертание - смысл;
- жест, поза, пластика - чувство,
эмоция; и Т.д.
Программа
предполагает привлечение определенных изобразительных приемов, техник,
сопровождающих рядов (зрительного, музыкального и др.) для освоения
определенных понятий восприятия и распределение отдельных видов практических занятий
по наиболее подходящим тематическим блокам.
VIII.
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с методическими принципами
М.Монтессори, трудовое обучение происходит индивидуально или в небольших
группах, в процессе совместной практической деятельности, результатом которой
должен быть какой- то продукт, имеющий ценность - его можно подарить, продать,
найти ему практическое применение, украсить с его помощью помещение и т.п. Учитель
при этом не решает за ребенка, что, как и когда ему делать, а предоставляет
выбор различных видов деятельности, помогает выбрать посильное, пройти путь от
простого к сложному. В любой момент педагог должен быть готовым к изменению
темы. В процессе работы над темой неизбежно будут возникать вопросы
познавательного характера. Педагог должен предвидеть их, помочь детям найти
ответ, а иногда и сам задавать вопросы с целью активизации мыслительной и
исследовательской деятельности ребенка.
Работа вместе с детьми, стимулирующая положительную
мотивацию детей к труду, позволяющая ненавязчиво обучить многим практически м
навыкам, а также оказать помощь детям в организации групповой работы - также
задачи учителя труда. При этом с необходимостью возникают и решаются этические
и нравственные вопросы. В процессе совместной деятельности и под влиянием
примера учителя воспитывается также привычка доводить начатое дело до конца,
заниматься не только интересным, но и нужным делом. Но при этом в проявлении
заботы о развитии продуктивных рабочих и учебных навыков ребенка необходима
умеренность. Следует избегать неразумного давления на ребенка ради высоких
достижений как таковых. Важно привить вкус к труду и веру в собственные силы.
В основу программы по трудовому обучению положен так
называемый метод групповых проектов, Т.е. больших блоков различных видов работ,
сводящихся к одному общему продукту. Эти работы могут включать в себя не только
непосредственно трудовые операции, но и работу с литературой, познавательные
беседы и экскурсии, работу по сбору природного материала, его изучению, систематизации,
составление коллекций, постановку простейших экспериментов, литературное и
художественное творчество и Т.п. При этом каждый учащийся может выбрать какую-
то часть общей работы или несколько таких частей и выполнять ее совместно с
кем- то. При этом работа с каждым проектом, с каждой темой включает
использование различных видов информации и задействует различные познавательные
процессы.
ПРОГРАММА.
11, ЛЕТО,
Наблюдения за
животными, растениями, за погодой, работа с природным материалом, лепка, рисование,
аппликация по теме.
Навыки работы с
глиной и пластилином, учимся правильно клеить, работать с ножницами, работать с
природным материалом.
Праздник "День знаний" .
Изготовление макета "дедушка дерево" с размещением на нем работ
детей, украшение групп, выставка поделок, осенняя ярмарка.
Образовательная
программа детского сада Монтессори
20
ОСЕНЬ о
Аналогично теме "Лето", а
также работа на огороде, в теплице.
:l
ГОРОД
3.1. Что нам стоит
дом построить - рисунки, аппликации, исследование свойств различных материалов,
конструирование.
3.2. Парки и скверы - объединяется с
темами сезонов.
3.3. Зоопарк, национальный парк,
заповедник - рисунки, лепка,
аппликация,
просмотр фильмов и диафильмов, изготовление макетов, изучение условий жизни
животных, работа в живом уголке, знакомство с картой и Т'п .
. 3.4. Дороги,
автотранспорт - изготовление моделей, макетов, изучение правил дорожного
движения, проведение игр .
. 3.5. Железнодорожный вокзал .
. 3.6. Морской
порт - изготовление моделей, проведение экспериментов с ними, изучение морской
азбуки, знакомство с обитателями моря.
3.7. Фабрики и заводы - работы по
измерению Веса, длины, объема.
3.8. Магазины,
почта - изготовление атрибутов для ролевых игр, изготовление поделок: вышивка,
плетение, вязание, знакомство с профессиями.
3.9. Театры и
музеи - знакомство с произведениями искусства, проведение выставок, постановка
спектаклей.
Работа над
проектом- блоком .. Город" продолжается в течение всего года, накладываясь
на сезонные темы, праздники и т.n.
3.
ЗИМА о
Наблюдения за изменениями в природе, изготовление
кормушек, уход за комнатными растениями и "огородом на подоконнике "
, эксперименты по изучению свойств воды, ее агрегатных состояний.
Праздник
"Новый год" - украшение группы, изготовление подарков, елочных
украшений, декораций и костюмов для спектаклей, кукол.
50
ВЕСНА о
Наблюдения за изменениями в природе, выращивание
рассады, изучение цикла развития растений, строения цветка, сбор коллекций,
гербариев, эксперименты с моделями судов в открытой воде ( " Морской
порт" ), работа на огороде.
Праздник .. 8
Марта" - изучение видов декоративно- прикладного искусства, изготовление
подарков, украшение группы, ярмарки.
·
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАпискА.
,
Мария Монтессори считала, что
музыкальное воспитание должно быть тщательным и методическим. Музыкальное
воспитание не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, пассивным слушанием
музыки, пением, обучением игре на каком-нибудь инструменте. Надо создавать
условия, при которых малыши в детском саду сами могли бы творить музыку в
процессе индивидуального и коллективного музицирования. Ведь потребность в
творчестве заключена в самой природе ребенка, в стремлении импровизировать,
сочинять.
Цель данной программы - помочь воспитать музыкально
развитого человека, любящего и глубоко понимающего музыку самых разных жанров.
Задачи, решаемые на 'пути достижения этой цели таковы .
. 1.
Развитие музыкального слуха ребенка.
Эта задача - наипервейшая, наиважнейшая, т.к. от того,
насколько чутко и тонко ребенок слышит музыку, зависит, насколько правильно он
воспроизводит ее в пении, движениях, игре на музыкальных инструментах. Развитие
музыкального слуха включает в себя развитие звуковысотного слуха, ритмического,
тембрового, динамического, гармонического слуха.
2.
Формирование
певческого навыка.
3.
Умение
осуществлять движение в соответствии с характером музыки.
4.
Умение
импровизировать, сочинять, участвовать в музыкальных играх.
5.
Играть на
музыкальных инструментах.
6.
Слушать музыку.
7.
Участвовать в
музыкальных спектаклях.
Ставя перед собой задачи музыкального воспитания в
системе Монтессори, мы видим, что эти задачи по сути своей совпадают с задачами
традиционного музыкального воспитания дошкольных учреждений. Но есть и очень
важные отличия.
1. Развитие слуха, в частности,
звуковысотного (певческого).
Серьезные
упражнения по определению высоты звуков (например, выяснить, какой из трех
последовательно взятых звуков выше или ниже), в традиционной системе проводятся
не раньше 6 лет. В то время, как дети уже 3- 5 лет могут при постоянной
тренировке определить, какой звук из рядом стоящих выше или ниже. То есть,
упражнения по развитию звуковысотного слуха можно начинать как можно раньше,
даже с двух лет и не бояться этого. И не только звуковысотного, но И других видов
слуха.
2. Игра на музыкальных инструментах. Если в
традиционной системе предлагается начинать обучать игре на металлофоне (как на
основном инструменте) детей с 5 лет, то мы будем пробовать начинать играть на
музыкальных инструментах с 3 лет. Мы будем учиться играть на инструментах
к.Орфа.
3. Сам характер организации музыкальных занятий. Если
в традиционной системе - это групповой метод, то в системе М.Монтессори - это
занятия индивидуальные, с маленькими (3- 5 чел.) группами и на более высокой
стадии развития умений и организованности у детей - большими группами. Такой
метод индивидуального подхода к каждому ребенку (даже в группах) дает
возможность узнать способности каждого ребенка, найти пути разрешения тех или
иных проблем.
ПРОГРАММА.
1. ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Образовательная
программа детского сада Монтессори
Это
то, что с удовольствием делает практически любой ребенок. К тому же для пения
не нужно каких- либо специальных инструментов. В процессе певческой
деятельности активно развивается музыкальный слух, углубляется эмоциональный
мир ребенка. Здесь есть прямая необходимость индивидуального общения с каждым
ребенком. Нужно ознакомиться с ребенком, послушать его, определить его
музыкальные данные и сделать все, чтобы раскрыть его ухо, настроить его на
восприятие музыкального зBуKa, настроить его связки на верное воспроизведение тона.
Ребенку необходимо усвоить понятия высокий- низкий звук В процессе
восприятия этих звуков, и последний этап - чисто их воспроизвести.
Вся проблема в том, чтобы помочь ребенку настроить его
голосовые связки вообще на воспроизведение высоких и низких звуков. Например,
предложить ребенку в качестве упражнения попищать тонким голосом - как комарик,
а потом - по гудеть низким, толстым голосом, потом - прокатиться голосом по
горке сверху вниз от высокого ДО низкого
звука и наоборот, подняться вверх от низкого звука до высокого.
Песенный репертуар данной программы будет основываться
на репертуаре традиционной программы с учетом возраста детей. Будет добавлено
больше народных песен, так как именно народный музыкальный фольклор формирует
красивый певческий звук, учит правильно дышать во время пения.
Когда ребенок
научится петь, нужно использовать и коллективный метод в занятиях пением.
2. МУЗЫКАЛЬНО= РИТМИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ.
Это
движения под музыку в соответствии с характером музыки. Занятия ритмикой будут
групповыми - по 5- 7 человек. На этих занятиях будут осваиваться и простые
танцевальные движения. Более высокая по уровню ступень в этих занятиях - уроки
танца.
З. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И КОЛЛЕК7ГИ!ВНОЕ
музицироrвАНИЕ,
импровИЗАЦИЯ, СОЧИНЕНИЕ.
Это
должно происходить И В процессе пения, и игры на музыкальных инструментах, и
во время музыкально- ритмических движений, и во время музыкальных игр. Все это
есть радость творчества для ребенка.
Особо хочется выделить момент обучения
игре на музыкальных инструментах.
Для
этого мы предполагаем использовать инструменты немецкого педагогамузыканта
Карла Орфа. Систему Карла Орфа считают наиболее близкой по духу системе Марии
Монтессори. Принцип свободы самореализации у Марии Монтессори созвучен принципу
творческого начала в процессе музицирования у Карла Орфа. Как и Монтессори, Орф
отводил особую роль в своей работе музыкальным инструментам. Он считал, что
акустические возможности этих инструментов должны быть на очень высоком уровне.
Сами инструменты своим певучим приятным звучанием воспитывают музыкальный слух
у детей. Он изобрел свои собственные музыкальные инструменты. В основном, это
различные виды ксилофонов, металлофонов и колокольчиков. Эти инструменты легко
осваиваются детьми и используются в индивидуальном и коллективном
музицировании.
4). СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.
Очень
важный момент. Нам очень хочется, чтобы ребенок научился думать, а самое
главное - слышать музыку, понимать ее язык, разбираться в жанрах и стилях
музыки, знать выдающихся композиторов и их произведения, то есть вышел из нашей
школы образованным в эстетическом и музыкальном отношении. В связи с этим на
уроках будет происходить знакомство с элементами музыкального языка: мелодией,
ритмом, тембром, гармонией, фактурой; дети будут переживать характер
музыкального произведения, определять его форму, стиль.
15. ЗНАКОМСТВО С
МУЭ/Ыf!{IШ!ЬНОЙ ГРАМОТОЙ .. Будет органично входить в систему музыкального
воспитания. Здесь будут использоваться упражнения с колокольчиками (Монтессори-
материал), чтобы дать детям понятие звукоряда и названия звуков. Далее -
упражнения с фишками, чтобы познакомить ребят с расположением нот на нотном
стане. При пении по нотам можно будет при менять систему относительной
сольмизации, что помогает ребенку контролировать высоту зв'у'ка с помощью ручных
знаков или систему абсолютной сольмизации, то есть пение с называнием звуков.
rв. ПОСТАНОВКА МУЗЫКАЛЬНЫХ
спЕКТТАКЛЕЙ. Это яркая возможность самовыражения для ребенка.